Вокруг Ванкувера-2010
На чем заработал Ванкувер?
Украине на заметку в предверии Евро-2012
Многострадальный Евро-2012 в Украине таки состоится. Шанс людей посмотреть и себя показать перед всем миром - шикарный. И при этом еще и заработать. Главное - им воспользоваться. В столице Олимпиады-2010 канадском Ванкувере этим шансом воспользовались. Хотя денег в проведение Олимпиады они там вбухали тоже весьма и весьма немало. Но кое-что уже «отбили» прямо во время Игр, а остальное жаждут заполучить от инвестиций, которые вольются в экономику города и страны в целом.Вот только несколько примеров, как это у них получилось.
ТОРГОВЛЯ - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Суммы, оставленные туристами в маленьких лавочках и огромном сувенирном супермаркете (почему-то единственном в Ванкувере, куда каждый день выстраивалась очередь длиной в 4 квартала), исчисляются миллионами долларов. Несмотря на дороговизну продукции с официальной символикой: простенькая футболочка - 30 долларов, чашка - 20 долларов, брелок - 10 долларов, магнит на холодильник - 10 долларов. Да и качество Made in China со всеми вытекающими последствиями. Но никого это особо не смущало: гребли все, так что к концу Олимпиады в магазинах остались полупустые полки.
Те, кому официальная «сувенирка» была не по карману, старались приобрести на память «что-то канадское», пусть не связанное с Олимпиадой. Благо выбор был более чем широкий. И по демократическим ценам.
А у нас, кроме вышиванок и желто-синих шарфиков, что-то могут предложить туристам? Не говоря о сувенирах, связанных с футбольным чемпионатом Европы. А они бы купили УЖЕ ПРЯМО СЕЙЧАС! Не у всех же будет возможность приехать на Евро-2012. Почему-то в Украине никто «не телится» и не желает поднять деньги, которые лежат под ногами. Странно.
ФУТБОЛКИ ШЕВЫ ПО 200 ДОЛЛАРОВ?
Впрочем, что говорить о сувенирах для иностранцев, если мы своих родных болельщиков обеспечить товарами «широкого народного потребления» не можем. Да, у «Шахтера» все нормально, есть ряд фирменных магазинов не только в Донецке, но и по всей стране. Да, у «Динамо» открылся недавно долгожданный «фан-шоп». А вот вопрос на засыпку: где купить футболку сборной Украины? Да настоящую, а не сделанную турецкими трикотажниками.
В Ванкувере каждый второй магазин одежды торговал формой хоккейной (у них это - спорт №1) сборной Канады, а на улицах в дни Олимпиады было красным-бело от свитеров цветов национального флага. Причем цены были отнюдь не детские. Просто у них считается хорошим тоном подчеркнуть свою национальную принадлежность, поддержать свою команду долларом, если хотите. Да и у нас таких желающих нашлось бы немало. Обеспечьте товаром просто!
Кстати, любопытный прикол. На тему - как победа влияет на экономику. Еще утром в день финала хоккейного турнира Канада - США свитер будущего автора золотой шайбы Сидни Кросби висел в любом магазине. По цене 120 долларов. На следующее утро автор обнаружил его лишь в одной лавчонке. За 200 долларов.
- Остальные уже разобрали, - виновато улыбнулся продавец.
ПОЛИГЛОТ? ЛОВИ «ДЖЕК-ПОТ»!
Совет украинским продавцам: выучите хоть несколько фраз на языках тех стран, болельщики из которых будут гостить в вашем городе. Рост продаж гарантирован в несколько раз!
Вот один лишь пример. Канадцы-продавцы придумали хитрый трюк. Всем известно, что это - страна эмигрантов. Туриста, зашедшего в сувенирную лавку, неизменно спрашивали: мол, откуда вы? Узнав, что из Украины (Германии, Италии), продавец тут же расплывался в улыбке и восхищенно сообщал: «О! Не может быть! Мой папа (мама, бабушка, дедушка) приехал сюда жить из Украины (Германии, Италии!)». Дополнительный козырь: знание нескольких иностранный слов, как-то: «Каращо!», Gutten Tag! или Buon Giorno! Конечно, все это - брехня, в чем убедился автор статьи, переспросивший у одного из таких продавцов: «А какая фамилия была у вашего папы?» Вопрос поставил работника торговли в тупик и после минутного замешательства тот пояснил, что, мол, папа, когда приехал, сменил фамилию и имя на другие. А какие были у него раньше - не сказал.
Но обычно срабатывает. Слово за слово заводится разговор, и вот уже ты, обвешанный пакетами с покупками, покидаешь магазин. Ну не отказывать же почти землякам, в самом деле?
ПРИЕЗЖАЙТЕ ЕЩЕ!
Но основная масса доходов, на которые может рассчитывать Ванкувер, пока подсчету не поддается. Канадцы с настолько хорошей стороны показали себя и свою страну, что туристический бизнес наверняка в ближайшее время испытает серьезный подъем. А это уже совершенно другие деньги! И не сезонные, а почти постоянная статья доходов. Ни от одного человека в ответ на вопрос: «Приехали бы еще сюда?» - не слышал отрицательной реакции.
А ведь по красоте природы Украина Канаде мало в чем уступит. Да и ближе к той же Европе, что весьма немаловажно. Правда, в плане сервиса относительно приема гостей мы сейчас, как мальчишки с клюшками во дворе на фоне обожаемых канадцами звезд НХЛ! Тут, кроме украинского радушия, мы туристам пока мало что можем предложить.
Но у нас в запасе еще два года. Или УЖЕ два года?..
kp.ua